Статьи
Н. Афанасьева

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НОУ-ХАУ

Разделы:
Правовая охрана и использование секретных изобретений; Патентное право




Термин "ноу-хау" широко применяется во всем мире. Его дословный перевод с английского языка означает "знать, как это сделать".

В некоторых странах вместо термина "ноу-хау" используются другие понятия. Так, например, в США применяется термин "trade secret", в Германии - "wissen wie", а в нашей стране - "секрет производства". Есть и такие страны, в которых вообще отсутствуют правовые нормы, определяющие ноу-хау.

В нашей стране данный термин введен легально. Согласно статье 1465 Гражданского кодекса (ГК) ноу-хау (секрет производства) – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Правовой режим ноу-хау

Правовой режим ноу-хау обладает некоторыми особенностями, которые существенно отличают его от режимов охраны иных результатов интеллектуальной деятельности, в частности объектов патентного права.

При установлении правового режима изобретений, полезных моделей и промышленных образцов законодатель четко определяет объект охраны, выделяя из массы сведений те данные, в отношении которых может возникнуть исключительное право. Так, в качестве изобретения охрану могут получить только технические решения, относящиеся к продукту (в частности, к устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (к процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).

Закрепляя правовой режим ноу-хау, законодатель не определяет конкретный перечень сведений, которые могут получить охрану.

В качестве секретов производства охраняются самые разнообразные сведения, которые дают их обладателю определенные преимущества перед конкурентами, позволяя экономить время, материальные средства, людские ресурсы:
  • технические знания, которые могут быть использованы в производстве определенной продукции, при выполнении определенных работ (сведения о наиболее рациональных способе, процессе, материалах, устройстве);
  • коммерческая информация, например о сырьевых рынках и рынках сбыта определенной продукции;
  • сведения о наиболее оптимальных способах организации производства (например, межцеховой кооперации), ведения бизнеса и т.д.

Сведения, составляющие ноу-хау, представляют собой как результат новой разработки, так и накопленные со временем знания, опыт и навыки. Кроме того, в качестве секрета производства могут в том числе охраняться патентоспособные решения – информация о служебном изобретении, полезной модели или промышленном образце может содержаться в тайне.

Объект охраны определяет в каждом конкретном случае обладатель информации, выделяя из массы сведений те данные, которые имеют для него коммерческую ценность и в отношении которых он заинтересован приобрести исключительное право.

Требования к ноу-хау

В законодательном порядке закреплены различные требования, которым должны соответствовать сведения для предоставления им правовой охраны в качестве объектов патентного права и в качестве секретов производства.

Так, патентная охрана предоставляется сведениям, содержащим техническое решение и отвечающим требованиям новизны, промышленной применимости (полезные модели) и имеющим изобретательский уровень (изобретения), а также сведениям, содержащим художественно-конструкторское решение и отвечающим требованиям новизны и оригинальности (промышленные образцы).

В качестве секрета производства охраняются сведения, если они удовлетворяют следующим условиям.

Во-первых, имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам. Сведения, составляющие ноу-хау, не должны быть общеизвестными. Факт того, что они известны отдельным лицам, кроме обладателя (например, работникам, контрагентам), не препятствует предоставлению им правовой охраны в качестве ноу-хау. Неизвестность сведений, составляющих секрет производства, позволяет их обладателю занять лидирующее положение среди конкурентов. В этом состоит коммерческая ценность ноу-хау.

Во-вторых, к ноу-хау нет свободного доступа на законном основании. Сведения, составляющие ноу-хау, не должны быть общедоступными. Они характеризуются тем, что третьи лица лишены возможности ознакомиться с их содержанием на законном основании, а лица, допущенные к ним, обязаны сохранять их в тайне.

В-третьих, обладателем сведений предпринимаются меры по сохранению их конфиденциальности. Обладатель сведений должен установить в отношении их режим коммерческой тайны, что предполагает осуществление им ряда мер. Он должен идентифицировать объект охраны путем четкого определения перечня и состава сведений, составляющих ноу-хау. Кроме того, конфиденциальная информация должна быть зафиксирована на материальных носителях, на которые, в свою очередь, наносится гриф "Коммерческая тайна" с указанием обладателя сведений.

Идентификация объекта необходима для обеспечения его охраны, в частности для защиты прав обладателя ноу-хау в случае их нарушения контрагентами и третьими лицами.

В случае несанкционированного использования третьим лицом сведений, составляющих содержание ноу-хау, суду для защиты интересов правообладателя необходимо будет установить:
  • наличие у обладателя сведений исключительного права на их использование, а значит, соответствие этих сведений условиям охраноспособности;
  • идентичность использованных на практике сведений тем данным, в отношении которых обладателем установлен режим коммерческой тайны.

Для установления указанных фактов суду необходимо иметь четкое представление о содержании объекта охраны, сформировать которое невозможно, если сведения, составляющие содержание ноу-хау, не зафиксированы на материальном носителе.

Однако обладателю необходимо не только определить сведения, составляющие ноу-хау, но и ознакомить с их перечнем лиц, которым обеспечивается доступ к ним и которые обязаны сохранять их конфиденциальность.

Обладатель должен установить порядок использования сведений, составляющих ноу-хау, а также обеспечить контроль за соблюдением такого порядка, ограничив тем самым доступ к секретам производства.

Обладателю необходимо вести учет лиц, которым с его согласия или на ином законном основании стали известны сведения, составляющие содержание ноу-хау, в результате доступа к ним, их предоставления или передачи.

Обладатель должен регулировать отношения по использованию секретов производства его работниками и контрагентами путем включения соответствующих условий в содержание трудовых и гражданско-правовых договоров.

В договоре должен быть указан перечень сведений, составляющих ноу-хау, закреплена обязанность контрагента не разглашать их третьим лицам и не использовать в личных целях без согласия обладателя, а также установлена ответственность за ее несоблюдение.


Смотрите далее:
"Отличие ноу-хау от патента (начало)"
"Отличие ноу-хау от патента (окончание)"










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "PATENTRIGHT.RU | Управление интелектуальной собственностью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)