Статьи
Е. Кальчевская

КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ: ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Разделы:
Коммерческие обозначения; Результаты интеллектуальной деятельности; Фирменные наименования; Товарные знаки и знаки обслуживания




Коммерческая концессия представляет собой один из новых институтов российского гражданского права. Можно отметить определенное сходство концессии с франчайзингом, франшизой.

Понятие договора коммерческой концессии сформулировано в п. 1 статьи 1027 Гражданского кодекса (ГК). По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (фирменное наименование, коммерческое обозначение, охраняемую коммерческую информацию, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Договор коммерческой концессии является:

  • консенсуальным;
  • возмездным;
  • двусторонне обязывающим.

Использование института коммерческой концессии

Коммерческая концессия позволяет правообладателю наиболее выгодно развивать свой бизнес, избавляя от необходимости открывать филиалы или создавать новые юридические лица на отдаленных территориях и нести расходы на приобретение основных средств и в то же время предоставляя правообладателю возможность осуществлять практически полный контроль над деятельностью пользователя.

Пользователь концессии может снизить предпринимательский риск и ускорить развитие собственного бизнеса, что обеспечивается хорошей коммерческой репутацией правообладателя в соответствующей сфере деятельности.

В то же время для потребителя коммерческая концессия может иметь и отрицательные стороны, связанные с возможной ошибкой с его стороны относительно личности продавца товара или его производителя, а также исполнителя услуг. Кроме того, использование института коммерческой концессии в случае злоупотребления ограничительными условиями может представить угрозу развитию свободной конкуренции.

Защита интересов потребителя концессии обеспечивается посредством:
  • об обязательной регистрации договора коммерческой концессии (п. 2 статьи 1028 ГК);
  • ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю (статья 1032 ГК);
  • требованиями законодательства о защите прав потребителей в части надлежащего информирования потребителя о личности продавца (исполнителя, изготовителя) и качестве товара (работы, услуги).

Договор коммерческой концессии

Поскольку предметом этого договора является не отдельное исключительное право, в частности право на использование изобретения, полезной модели, товарного знака и т.п., а комплекс таких прав, договор коммерческой концессии следует отличать от лицензионных договоров, предусматривающих передачу права на использование отдельных объектов интеллектуальной собственности. Договор коммерческой концессии следует также отличать от договоров комиссии и агентских договоров. Следует указать, что договор коммерческой концессии вообще нельзя отнести к договорам об оказании услуг, поскольку он по своей правовой природе ближе всего к договорам о передаче имущества (в виде имущественных прав) в пользование.

В итоге к рассматриваемому договору, помимо норм главы 54 ГК, применяются также нормы ГК и иные нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с созданием и использованием соответствующих объектов интеллектуальной собственности.

Стороны договора коммерческой концессии - правообладатель и пользователь. В качестве обеих сторон договора могут выступать только специальные субъекты - коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 статьи 1027 ГК).

Предмет договора коммерческой концессии - передаваемый правообладателем пользователю комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.

Договор коммерческой концессии может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока.

Существенным условием договора коммерческой концессии является конкретизация предмета договора путем указания на тот объем, в котором пользователь может использовать комплекс исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. Способы определения этого объема могут быть различными. В частности, возможно установление в договоре минимального и (или) максимального объема использования.

Договор может быть заключен с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.

Форма и регистрация договора коммерческой концессии

Согласно п. 1 статьи 1028 ГК договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора коммерческой концессии влечет его ничтожность.

Договор коммерческой концессии подлежит специальной регистрации органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя.

Регистрация договора коммерческой концессии не является государственной, поэтому договор вступает в силу в отношениях между сторонами договора с момента достижения ими соглашения. Но в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на договор лишь с момента его регистрации. Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, договора коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем.

Если договор коммерческой концессии предусматривает использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, такой договор подлежит также регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1203 "О Российском агентстве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему организациях" (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4541) таким органом исполнительной власти являлось Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент).

Сведения о зарегистрированных договорах коммерческой концессии и зарегистрированных изменениях, внесенных в зарегистрированный договор коммерческой концессии, вносятся соответственно в Государственный реестр изобретений РФ, Государственный реестр полезных моделей РФ, Государственный реестр промышленных образцов РФ, Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "PATENTRIGHT.RU | Управление интелектуальной собственностью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)